Previous ◁ | ▷ Next

ПОЛОЖЕНИЕ о психологической  службе .doc

 Психологическое сопровождение детей

в МАДОУ "Детский сад комбинированного вида № 32 "Журавушка"

Для полноценного развития детей дошкольного возраста и предотвращения нарушений психического развития старшего дошкольника необходимо осуществлять индивидуальное сопровождение детей педагогом-психологом  образовательного учреждения.

 

Цельюявляется обеспечение социально - психологических условий для личностного, интеллектуального и социального развития детей, охраны психологического здоровья всех участников образовательного процесса, а также оказание психологической помощи всем участникам образовательного процесса в соответствии с целями и задачами системы образования.

 

Задачи:

 

  • Сохранение психологического здоровья детей в полноценном, эмоционально комфортном обучающем воздействии.
  • Диагностика индивидуально – психологических  особенностей развития детей (память, внимание, мышление, воображение, восприятие, эмоционально – волевые качества) и оказание коррекционной помощи детям, имеющим трудности в развитии этих процессов.
  • Обеспечение психологической поддержки родителей и педагогов.

            В процессе индивидуального сопровождения ребенка и психологического сопровождения группы детей старшего дошкольного возраста педагог-психолог руководствуется Положением о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства образования РФ от 22.10.1999 г. № 636. В реализации практического направления деятельности опирается на раздел V. п.20.: «Планы и программы развивающей и психокоррекционной работы разрабатываются с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяемых в ходе психодиагностических исследований, и носят строго индивидуальный конкретный характер».           

 

Основные направления деятельности психологической службы

 

1. Обеспечение психологической безопасности и развивающего характера образовательной среды – система мер, направленных на устранение факторов негативного воздействия образовательной среды на развитие личности  детей, а также на формирование социально-психологической компетентности всех участников образовательного процесса.

 

Социально-психологический мониторинг – система информационного сопровождения инновационных процессов в образовании, позволяющая администрации, педагогическому коллективу ДОУ осуществить анализ воздействия традиционных и инновационных психолого-педагогических и педагогических технологий на качество обучения и личностные изменения детей.

Социально-психологическая экспертиза – оценка соответствия образовательных, воспитательных, социальных программ, образовательных маршрутов и других составляющих образовательной среды поставленным развивающим задачам, а также возрастным и индивидуальным особенностям  детей дошкольного возраста.

Социально – психологическое проектирование – разработка системы психолого-педагогических мероприятий для решения задач обучения, воспитания и развития обучающихся, воспитанников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, восприимчивости к различного рода педагогическим технологиям, эмоционального благополучия. 

2. Оказание психологической  помощи участникам образовательного процесса – система мероприятий, направленных на преодоление психолого-педагогических проблем, возникающих у участников образовательного процесса в различных ситуациях; оказание помощи в выборе образовательного маршрута с учетом личностных и интеллектуальных особенностей, возможностей и склонностей.

Психологическая помощь участникам образовательного процесса включает следующие виды деятельности:

  • Психологическая профилактика – мероприятия, направленные на выявление и предупреждение возникновения явлений дезадаптации у детей, разработка профилактических программ и рекомендаций участникам образовательного процесса по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития;
  • Психологическое просвещение – система мероприятий, направленных на формирование у детей и их родителей, педагогических работников и руководителей образовательных учреждений психологической компетентности, а также потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития и для решения профессиональных задач.
  • Психологическая диагностика – психолого-педагогическое изучение дошкольников на протяжении всего периода обучения, определение  индивидуально-психологических особенностей  детей, динамики процесса развития, необходимой для оказания психологической помощи детям, их родителям, педагогам,  выявление  интересов, способностей и склонностей обучающихся  для обеспечения наиболее полного личностного и профессионального самоопределения; 
  • Психологическое консультирование – оказание помощи личности дошкольника в её самопознании, адекватной самооценке и адаптации в реальных жизненных условиях, формировании ценностно - мотивационной сферы, преодолении кризисных ситуаций и достижений эмоциональной устойчивости, способствующих непрерывному личностному росту и саморазвитию, включая индивидуальные и групповые консультации детей, педагогов, родителей.
  • Психологическая коррекция и развитие – активное психологическое воздействие, направленное на устранение или компенсацию выявленных отклонений в психическом и личностном развитии детей со стойкими затруднениями в освоении образовательной программы. Целью психологической коррекции и развития  является достижение адаптации в образовательной среде, гармонизация личности и межличностных отношений.

Педагог-психолог ДОУ использует  программу С.В.Крюковой, Н.П.Слободяник «Удивляюсь, боюсь, хвастаюсь, и радуюсь» эмоциональное развитие детей 4-6 лет.

            На индивидуальную работу к педагогу-психологу зачисляются воспитанники в возрасте 3-7 лет:

- дети с нарушениями эмоционально – волевой сферы,

- дети с трудностями в усвоении образовательных программ,

- воспитанники и обучающиеся с социальной дезадаптацией,

- дети, испытывающие трудности в общении и другие.

            В случае длительного отсутствия положительной динамики у ребёнка специалист должен рекомендовать родителям ребёнка обратиться к специалистам детской поликлиники (невропатолог, психиатр) или в городскую ПМПК для уточнения диагноза.

            В течение учебного года педагог – психолога использует следующие формы работы:

- индивидуальное обследование

- групповое обследование

- индивидуальные консультации

- индивидуальную работу

- непосредственную образовательную деятельность (групповую)

- просветительская работа с родителями

- участие в консилиумах, комиссиях, заседаниях

            С детьми второй младшей группы, по результатам диагностики познавательной   сферы педагог-психолог проводит индивидуальную работу, с детьми среднего и старшего возраста проводится час психологической игры один раз в неделю. В группах раннего возраста по запросам воспитателей и родителей педагог-психолог проводит консультации по проблемам адаптации детей в дошкольном учреждении